Цитата дня

 Велика сила греха, но сто крат больше сила благодати Божией(Иннокентий архиеп. Херсонский)

oshibki1.jpg

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Часть Третья. О Любви.

О союзе между верой и любовью.

477. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕМ И ПЛОДОМ ИСТИННОЙ ВЕРЫ?

Действием и плодом истинной веры в христианине являются любовь и соответствующие этой любви добрые дела. Во Христе Иисусе, - говорит ап. Павел,-не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовию (Гал 5:6).

478. ДОСТАТОЧНО ЛИ ОДНОЙ ВЕРЫ БЕЗ ЛЮБВИ И ДОБРЫХ ДЕЛ?

Для христианина одной веры, без любви и добрых дел, недостаточно. Вера без любви и добрых дел является недействующей и мёртвой, и поэтому не может привести к вечной жизни. Не любящий брата пребывает в смерти (1 Ин 3:14). Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?... Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак 2:14,26).

479. ДОСТАТОЧНО ЛИ ЛЮБВИ И ДОБРЫХ ДЕЛ БЕЗ ВЕРЫ?

Нельзя спастись любовью и добрыми делами без веры, т.к. невозможно, чтобы не имеющий веры в Бога, истинно любил Его. К тому же человек, повреждённый грехом, не может творить истинно добрых дел, если не получит через веру в Иисуса Христа духовной силы или благодати Божией. Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр 11:6). Все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: "проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона" (Гал 3:10). Мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры (Гал 5:5). Благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф 2:8-9).

480. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ИСТИННОЙ ЛЮБОВЬ БЕЗ ДОБРЫХ ДЕЛ?

Любовь, не сопровождающаяся добрыми делами, ложна. Истинная любовь естественно проявляет себя в добрых делах. Господь Иисус Христос говорит: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня... Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое (Ин 14:21,23). Ап. Иоанн пишет: Это есть любовь к Богу, чтобы соблюдали заповеди Его (1 Ин 5:3). Станем любить не словом или языком, но делом и истиною (1 Ин 3:18).

О Законе Божием и заповедях.

481. КАК ДОБРЫЕ ДЕЛА ОТЛИЧИТЬ ОТ ЗЛЫХ ДЕЛ?

Средства для распознавания добрых и злых дел: закон Божий внутренний -свидетельство совести, и закон Божий внешний - заповеди Божии.

482. ЧТО В СВ. ПИСАНИИ ГОВОРИТСЯ О ВНУТРЕННЕМ ЗАКОНЕ БОЖИЕМ?

В св. Писании о внутреннем законе говорится: Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим 2:15).

483. ЗАЧЕМ ДАН ВНЕШНИЙ ЗАКОН, ЕСЛИ В ЛЮДЯХ ЕСТЬ ВНУТРЕННИЙ?

Внешний закон дан потому, что люди не слушались внутреннего закона и, ведя плотскую и греховную жизнь, заглушили в себе голос духовного закона. Поэтому им дано внешнее напоминание о нём в виде заповедей. Внешний закон дан по причине преступлений (Гал 3:19).

484. КАКИМ ОБРАЗОМ ДАН ЛЮДЯМ ВНЕШНИЙ ЗАКОН БОЖИЙ?

Когда происшедший от Авраама еврейский народ был чудесно освобожден от египетского рабства, тогда на пути в обещанную ему землю, в пустыне, на горе Синае, Бог явил Свое присутствие в огне и облаке и дал закон через вождя израильтян прор. Моисея.

485. КАКОВЫ ГЛАВНЫЕ И ВСЕОБЩИЕ ЗАПОВЕДИ ЗАКОНА БОЖЬЕГО?

Главные и всеобщие заповеди закона Божьего - следующие десять, которые были написаны на двух скрижалях (каменных досках):

1.   Я - Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня.

2.   Не делай себе идола, ни какого-либо изображения того, что на небе, вверху, и что на земле внизу, и что на водах под землёю: не поклоняйся им и не служи им.

3.   Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

4.   Помни день покоя и проводи его свято; шесть дней работай и заверши дела твои, седьмой же день, покоя, - Господу Богу твоему.

5.   Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле.

6.   Не убивай.

7.   Не прелюбодействуй.

8.   Не кради.

9.   Не произноси на другого ложного свидетельства.

10. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего (Исх 20:1-17).

486. СЛЕДУЕТ ЛИ НАМ ПОСТУПАТЬ ПО ЭТИМ ЗАПОВЕДЯМ, ЕСЛИ ДАНЫ ОНИ ДРУГОМУ НАРОДУ?

Заповеди эти даны народу израильскому, но и нам следует поступать по ним, потому что в сущности они есть тот же закон, который, по словам ап. Павла, написан в сердцах у всех людей, чтобы все поступали по нему.

487. УЧИЛ ЛИ ИИСУС ХРИСТОС ПОСТУПАТЬ ПО ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЯМ?

Господь Иисус Христос наставлял для приобретения вечной жизни хранить заповеди, учил понимать и исполнять их более совершенно, чем до Него их понимали (см. Мф 19:17 и гл. 5).

О разделении заповедей на две скрижали.

488. ЧТО ОЗНАЧАЕТ РАЗДЕЛЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ НА ДВЕ СКРИЖАЛИ?

Разделение заповедей на две скрижали означает то, что в них заключаются два вида любви, т.е. любовь к Богу и любовь к ближнему и поэтому предписываются два рода обязанностей.

489. На вопрос: Какая наибольшая заповедь в законе? - Господом Иисусом Христом дан ответ:

"возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим": сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя." На сих  двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22:36-40).

490. КТО ЯВЛЯЕТСЯ НАШИМИ БЛИЖНИМИ?

Все люди являются нашими ближними. Потому что все - создания единого Бога и произошли от одного человека. Но родственные по вере особенно близки нам, как чада единого Отца небесного по вере в Господа Иисуса Христа.

491. ПОЧЕМУ НЕТ ЗАПОВЕДИ О ЛЮБВИ К СЕБЕ САМОМУ?

Нет заповеди о любви к самому себе потому, что и без заповеди, по природе никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф 5:29).

492. КАКОЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОРЯДОК В ЛЮБВИ К БОГУ, К БЛИЖНЕМУ И К САМОМУ СЕБЕ?

Любить себя следует только для Бога и отчасти для ближних, любить ближних следует для Бога, а любить Бога нужно больше всего и для Него Самого. Любовь к

себе следует приносить в жертву любви к ближним, а любовь к себе и к ближним нужно приносить в жертву любви к Богу. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15:13). Кто любит отца или мать более, нежели Меня, - говорит Иисус Христос,- не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф 10:37).

493. ЕСЛИ ВЕСЬ ЗАКОН ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ДВУХ ЗАПОВЕДЯХ, ТО ЗАЧЕМ РАЗДЕЛЕНИЕ ЕГО НА ДЕСЯТЬ?

Хотя весь Закон заключается в двух заповедях, но они, тем не менее, разделены на десять, чтобы яснее представить наши обязанности к Богу и ближнему.

494. В КАКИХ ЗАПОВЕДЯХ ИЗЛОЖЕНЫ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БОГУ?

Обязанности по отношению к Богу изложены в первых четырех заповедях.

495. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БОГУ?

В первой заповеди предписывается познавать и чтить истинного Бога. Во второй - избегать ложного богопочитания. В третьей - не нарушать богопочитания даже словом. В четвертой - соблюдать порядок во времени и в делах богопочитания.

496. В КАКИХ ЗАПОВЕДЯХ ИЗЛОЖЕНЫ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БЛИЖНИМ?

Обязанности к ближним изложены в последних шести заповедях.

497. В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БЛИЖНИМ?

В пятой заповеди предписывается любить и почитать ближних, особенно близких наших, начиная с родителей. В шестой заповеди - не вредить жизни ближних. В седьмой - не вредить чистоте их нравов. В восьмой - не вредить их собственности. В девятой - не вредить им словом. В десятой - даже не желать вредить им.

498. В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К САМИМ СЕБЕ?

Что касается обязанностей к самим себе, то они заключаются в заповедях о ближних, потому что ближнего любить следует так же, как самого себя.

О первой заповеди.

499. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА "Я - ГОСПОДЬ БОГ ТВОЙ"?

Словами Я - Господь Бог твой - Бог как бы указывает на Себя Самого человеку и, следовательно, повелевает познавать Господа Бога.

500. КАК МЫ ДОЛЖНЫ ПОЗНАВАТЬ БОГА?

Из повеления познавать Бога можно вывести особые обязанности: учиться богопознанию как важнейшему из всех знаний; прилежно слушать поучения о Боге и о делах Его в Церкви и благочестивые разговоры об этом дома; читать или слушать книги, научающие богопознанию, во-первых, св. Писание, во-вторых, писания св. отцов.

501. ЧТО ПРЕДПИСЫВАЕТСЯ СЛОВАМИ "НЕ ДОЖНЫ БЫТЬ У ТЕБЯ ДРУГИЕ БОГИ, КРОМЕ МЕНЯ"?

Словами не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня, предписывается обращаться и стремиться к единому истинному Богу, или, что то же, благоговейно почитать Его.

502. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ОТНОСЯТСЯ К ВНУТРЕННЕМУ БОГОПОЧИТАНИЮ?

К внутреннему богопочитанию относятся следующие обязанности: верить в Бога; ходить перед Богом, т.е. помнить о Боге и всегда поступать осмотрительно, потому что Он видит не только дела, но и сокровеннейшие наши мысли; бояться Бога, или благоговеть перед Ним, т.е. считать гнев Отца небесного величайшим для себя несчастьем, и потому стараться не прогневлять Его; надеяться на Бога; любить Бога; повиноваться Богу, т.е. непрестанно быть готовым делать то, что Он повелевает, и не роптать, когда Он делает с нами не то, чего бы мы желали; поклоняться Богу как существу высочайшему; прославлять Бога как всесовершенного; благодарить Бога как Творца, промыслителя и Спасителя; призывать Бога как всеблагого и всемогущего помощника во всяком добром начинании.

503. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ОТНОСЯТСЯ К ВНЕШНЕМУ БОГОПОЧИТАНИЮ?

К внешнему богопочитанию относятся следующие обязанности: исповедовать Бога, т.е. признавать, что Он - наш Бог, и не отрекаться от Него, даже если за Его

исповедание предстояло бы пострадать и умереть; участвовать в общественном богослужении, установленном от Бога и учреждённом Православной Церковью.

504. КАКИЕ ГРЕХИ ПРОТИВ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ?

Грехи против первой заповеди следующие: 1. Безбожие, когда люди, справедливо называемые псалмопевцем безумными, желая избавиться от страха суда Божия, говорят в сердце своем: нет Бога (Пс 13:1). 2. Многобожие, когда вместо единого истинного Бога признают многие мнимые божества. 3. Неверие, когда, признавая, что Бог есть, не верят Его провидению и откровению. 4. Ересь, когда люди к учению веры примешивают мнения, противоречащие Божественной истине. 5. Раскол, т.е. своевольное уклонение от единства богопочитания и от Православной Кафолической Церкви Божией. 6. Богоотступление, когда отрекаются от истинной веры от страха или для выгоды. 7. Отчаяние, когда совсем не надеются получить от Бога благодать и спасение. 8. Волшебство, когда, оставляя веру в силу Божию, верят тайным и большей частью злым силам тварей, и особенно злых духов, и стараются ими действовать. 9. Суеверие, когда верят, что какая-нибудь обычная вещь имеет Божественную силу, и на неё вместо Бога надеются или её боятся (так, например, верят старой книге и думают, что только по ней, а не по новой, можно спастись, хотя новая содержит то же учение и то же богослужение). 10. Лень по отношению к учению благочестия, молитве и общественному богослужению. 11. Любовь к чему-либо больше, чем к Богу. 12. Человекоугодие, когда угождают людям в ущерб угождению Богу. 13. Человеконадеяние, когда кто-либо надеется на способность и силы свои или других людей, а не на милость и помощь Божию.

505. ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ И ЧЕЛОВЕКОНАДЕЯНИЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ?

Человекоугодие и человеконадеяние противоречат первой заповеди, потому что человек, которому мы угождаем или на которого надеемся и забываем Бога, некоторым образом есть для нас иной бог, вместо Бога истинного.

506. В св. Писании так говорится о человекоугодии: Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал 1.10).

507.  Св. Писание говорит о человеконадеянии: Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа (Иер 17.5).

508. КАК ИСПОЛНИТЬ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕД БОГОМ?

Чтобы исполнить свои обязанности перед Богом, нужно отречься от самого себя. Кто хочет идти за Мною, - говорит Господь Иисус Христос,- отвергнись себя (Мк 8.34).

509. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ОТРЕЧЬСЯ ОТ САМОГО СЕБЯ?

По объяснению св. Василия Великого: От себя отречётся тот, кто в себе победит истлевающего в обольстительных похотях ветхого человека и преодолеет все мирские пристрастия, препятствующие благочестию. Полное же отречение от себя состоит в том, чтобы и к самой жизни быть беспристрастным и думать, на себя не надеясь, о смерти (Пространные нравственные ответы, 8).

510. ОТРЁКШИЙСЯ ОТ СЕБЯ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ЛИ УТЕШЕНИЕ?

Отрёкшийся от себя и лишённый многих естественных удовольствий человек может иметь благодатное Божественное утешение, которое не в силах нарушить даже страдания. По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор 1:5).

511. КОГО ЕЩЁ МЫ ДОЛЖНЫ ПОЧИТАТЬ, НЕ НАРУШАЯ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ?

Заповеди, предписывающей благоговейно почитать единого Бога, соответствует также правильное почитание Ангелов и святых, поскольку мы почитаем благодать Божию, в них обитающую и действующую, и через них просим помощи у Бога.

О второй заповеди.

512. ЧТО ТАКОЕ ИДОЛ?

Во второй заповеди говорится о идоле. В заповеди объяснено, что идол есть изображение какой-нибудь твари, небесной или земной, или в воде живущей, которой поклоняются и служат вместо Бога.

513. ЧЕМУ ЗАПРЕЩАЕТ ПОКЛОНЯТЬСЯ ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ?

Вторая заповедь запрещает поклоняться идолам как мнимым божествам или как изображениям ложных богов.

514. ЗАПРЕЩАЮТСЯ ЛИ ТАКИМ ОБРАЗОМ СВЯЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ?

Иметь какие бы то ни было священные изображения вовсе не запрещается. Это ясно видно из того, что прор. Моисей, через которого Богом дана заповедь, запрещающая идолов, в то же время получил от Бога повеление поставить в скинии, или передвижном храме еврейском, золотые священные изображения херувимов, и притом во внутренней части храма, к которой народ обращался для поклонения Богу.

515. Этот пример поясняет правильность употребления в Православной Церкви св. икон.

516. ЧТО ТАКОЕ ИКОНА?

Слово икона в переводе с греческого значит образ, или изображение. В Православной Церкви так называются священные изображения Бога, явившегося во плоти, Господа Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и святых Его.

517. ПРОТИВОРЕЧИТ ЛИ УПОТРЕБЛЕНИЕ ИКОН ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ?

"Употребление св. икон противоречило бы второй заповеди в том случае, если бы их боготворили. Но этой заповеди нисколько не противоречит почитание икон как изображений священных и употребление их для благоговейного воспоминания дел Божиих и святых Его, поскольку в таком случае иконы подобны книгам, в которых вместо букв написаны лики и предметы" (см. св. Григорий Великий. Письма, кн. 9, письмо 9, к Серенскому епископу).

518. КАК СЛЕДУЕТ ПОКЛОНЯТЬСЯ ИКОНАМ?

Глядя на иконы, следует умом видеть Бога и святых, на них изображённых.

519. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ГРЕХ ПРОТИВ ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ?

Грех против второй заповеди называется идолопоклонством.

520. КАКИЕ ЕЩЁ ГРЕХИ НАРУШАЮТ ВТОРУЮ ЗАПОВЕДЬ?

Кроме грубого идолопоклонства, есть более тонкие грехи против второй заповеди, к которым принадлежат: корыстолюбие, или любостяжание (стремление к материальным благам); чревоугодие, или лакомство, объедение и пьянство; гордость, к которой относится также тщеславие.

521. ПОЧЕМУ КОРЫСТОЛЮБИЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ?

Корыстолюбие относится к идолопоклонству. Ап. Павел говорит, что любостяжание... есть идолослужение (Кол 3:5). Потому что корыстолюбивый человек больше служит богатству, чем Богу.

522. ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО КОРЫСТОЛЮБИЮ?

Вторая заповедь запрещает корыстолюбие и тем самым учит нелюбостяжанию и щедрости.

523. ПОЧЕМУ ЧРЕВОУГОДИЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ?

Чревоугодие относится к идолопоклонству, потому что чревоугодники выше всего ставят чувственное удовольствие; поэтому, говорит апостол, их бог - чрево (Флп 3:19), или, иначе сказать, чрево есть их идол.

524. ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО ЧРЕВОУГОДИЮ?

Вторая заповедь, запрещая чревоугодие, учит воздержанию и посту.

525. ПОЧЕМУ ГОРДОСТЬ И ТЩЕСЛАВИЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ?

Гордость и тщеславие относятся к идолопоклонству, потому что гордый выше всего ценит свои способности и преимущества, и, таким образом, они для него есть идол; а тщеславный желает, чтобы и другие чтили этого идола. Гордость и тщеславие наглядным образом проявились в Вавилонском царе Навуходоносоре, который поставил сам себе золотого идола и велел всем поклоняться ему (см. Дан, гл. 3).

526. КАКОЙ ПОРОК БЛИЗОК К ИДОЛОПОКЛОНСТВУ?

Порок, близкий к идолопоклонству, - лицемерие, когда кто-либо внешние дела благочестия, например, пост и строгое соблюдение обрядов использует для приобретения уважения народа, не думая о внутреннем исправлении своего сердца (Мф 6:5-7).

527. ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО ГОРДОСТИ, ТЩЕСЛАВИЮ И ЛИЦЕМЕРИЮ?

Вторая заповедь запрещает гордость, тщеславие и лицемерие и тем самым учит смирению и деланию добра втайне.

О третьей заповеди.

528. КОГДА ИМЯ БОЖИЕ ПРОИЗНОСИТСЯ НАПРАСНО?

Имя Божие произносится напрасно, когда произносится в разговорах бесполезных и суетных, а тем более, когда произносится лживо или с нарушением благоговения.

529. КАКИЕ ГРЕХИ ЗАПРЕЩАЮТСЯ ТРЕТЬЕЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

Третьей заповедью запрещаются следующие грехи: богохульство, или дерзкие слова против Бога; ропот на Бога, или жалобы на Его провидение; кощунство, когда священные предметы обращаются в шутку или в поругание; невнимательность к молитве; ложная клятва, когда клятвенно утверждают то, чего нет; клятвопреступление, когда не исполняют справедливой и законной клятвы; нарушение обетов, данных Богу; божба, или легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах.

530. ЧТО СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БОЖБЕ В РАЗГОВОРАХ?

В св. Писании есть особое запрещение божбы в разговорах. Спаситель говорит: Я говорю вам: не клянись вовсе... Но да будет слово ваше: "да, да," "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого (Мф 5:34,37).

531. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЛИ КЛЯТВА В ДЕЛАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ?

Клятва в делах общественных не запрещается. Ап. Павел говорит: Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву (Евр 6:16-17).

Из этого следует заключить, что если сам Бог для твёрдости обязательства употребил клятву, то тем более позволено и нужно нам в важных и необходимых случаях по требованию законной власти употреблять клятву и присягу, с благоговением и с твёрдым намерением не изменять ей.

О четвертой заповеди.

532. ПОЧЕМУ ИМЕННО СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ПОВЕЛЕВАЕТСЯ ПОСВЯЩАТЬ БОГУ?

Седьмой, а не другой день недели полагается посвящать Богу потому, что Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел творения.

533. КАК В ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ ПРАЗДНУЕТСЯ ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ДЕНЬ ПОКОЯ - СУББОТА?

Суббота, как календарный день недели, в Церкви христианской как большой праздник не празднуется. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования отличается от прочих дней освобождением от поста.

534. КАК В ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ ИСПОЛНЯЕТСЯ ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ?

В христианской Церкви празднуется через каждые шесть дней седьмой, только не последний из семи дней, или субботний, а первый день каждой седмицы, или воскресный.

535. С КАКОГО ВРЕМЕНИ ПРАЗДНУЕТСЯ ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ?

День воскресный празднуется со времени воскресения Христа.

536. КАК ГОВОРИТСЯ О ПРАЗДНОВАНИИ ВОСКРЕСНОГО ДНЯ В СВ. ПИСАНИИ?

В книге Деяний апостольских упоминается о собрании учеников, т.е. христиан, во едину от суббот, т.е. в первый день недели, или в воскресный, для преломления хлеба, т.е. для совершения Таинства Причащения (Деян 20:7). У ев. Иоанна в Апокалипсисе также упоминается день недельный, или воскресный (Откр 1:10).

537. В ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ЦЕРКВИ ПОДРАЗУМЕВАЛИСЬ ЛИ И ДРУГИЕ ДНИ ПОД ИМЕНЕМ СУББОТЫ?

Под наименованием седьмого дня, или субботы, в Ветхозаветной Церкви подразумевались и другие дни, установленные для празднования или для поста, например, праздник Пасхи, день очищения; так и в христианской Церкви следует соблюдать, кроме воскресного дня, и другие, во славу Божию и в честь Пресв. Богородицы и прочих святых установленные праздники и посты (Православное исповедание, ч. 3, вопрос 60; ч. 1, вопрос 88).

538. КАКИЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ УСТАНОВЛЕНЫ ВАЖНЕЙШИЕ ПРАЗДНИКИ?

Важнейшие праздники - это праздники, установленные в память о главных событиях, относящихся к спасительному для нас воплощению Сына Божия и к явлениям Божества; а затем установленные в честь Пресв. Богородицы как послужившей тайне воплощения. Таковыми являются, по порядку событий, следующие праздники:

o День рождества Пресв. Богородицы (8/21 сентября).

o День Её введения в храм для посвящения Богу (21 ноября/4 декабря).

o День благовещения, т.е. ангельского возвещения Пресв. Деве о воплощении

Сына Божия от Неё (25 марта/7 апреля).

o День рождества Христова (25 декабря/7 января).

o День крещения Господа и вместе - Богоявления Пресв. Троицы (6/19

января). o День сретения (встречи) Господа во храме Симеоном (2/15 февраля).

o День преображения Господа (6/19 августа).

o День входа Господа в Иерусалим (за семь дней до Пасхи, в воскресенье).

o Пасха, праздник воскресения Христова, праздник праздников, предначинание вечного праздника, вечного блаженства.

o День вознесения Господа на небо (в 40-й день по Пасхе, в четверг).

o Праздник Пятидесятницы, в память сошествия Св. Духа и вместе - праздник

Пресв. Троицы (в 50-й день по Пасхе, в воскресенье).

o День успения Пресв. Богородицы (15/28 августа).

o День воздвижения Креста Господа, обретённого царицей Еленой (14/27 сентября).

539. КАКОЙ ВАЖНЕЙШИЙ ПОСТ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ?

Важнейшим постом является Великий пост, или св. Четыредесятница.

540. ПОЧЕМУ ВЕЛИКИЙ ПОСТ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЕЙ?

Великий пост называется Четыредесятницей потому, что продолжается сорок дней, исключая неделю страдания Христа (Страстную седмицу).

541. ПОЧЕМУ ВЕЛИКИЙ ПОСТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ СОРОК ДНЕЙ?

Великий пост продолжается сорок дней, поскольку Сам Господь Иисус Христос постился сорок дней (см. Мф 4:2).

542. ПОЧЕМУ ПОЛОЖЕНО ПОСТИТЬСЯ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ?

Поститься положено в среду - в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдание, а в пятницу - в память самих Его страданий и смерти.

543. ПОЧЕМУ ПОЛОЖЕНЫ ДРУГИЕ ПОСТЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ?

Рождественский и Успенский посты учреждены для того, чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующие за этими постами праздники рождества Христова и успения Пресв. Богородицы; а пост в память свв. апостолов - для подражания апостолам, которые постились, готовя себя для дела Евангельской проповеди (Деян 13:3).

544. КАК СЛЕДУЕТ ПРОВОДИТЬ ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ?

Праздничные дни должно проводить следующим образом: не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; нужно свято хранить их, т.е. совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию.

545. ПОЧЕМУ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ ЗАПРЕЩЕНО РАБОТАТЬ?

Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и богоугодные дела.

546. ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ?

В праздничные дни следует: приходить в церковь для общественного богослужения и научения в слове Божием; также и дома заниматься молитвой и чтением или беседами душеспасительными; посвящать Богу часть от своего имущества и употреблять это на нужды Церкви и служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключённых в темницах и делать другие дела христианской любви.

547. СЛЕДУЕТ ЛИ ДЕЛАТЬ ТО ЖЕ САМОЕ И В РАБОЧИЕ ДНИ?

Такие дела можно делать и в рабочие дни - и хорошо, кто может это делать. А кому препятствует работа, те по крайней мере праздничные дни должны освящать такими делами. Молиться следует обязательно каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после них и, по возможности, в начале и по окончании всякого дела.

548. ПОЧЕМУ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ ПОРОЧНЫЕ ДЕЛА ОСОБЕННО ГРЕШНЫ?

Те, кто в праздники позволяют себе легкомысленные игры и зрелища, светские песни, невоздержанность в пище и питье,- оскорбляют святость праздников. Если невинные и полезные работы не сообразуются со Святыми днями, то тем более -дела бесполезные, плотские и порочные.

549. ОСУЖДАЕТ ЛИ ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ ПРАЗДНОСТЬ И РАССЕЯННОСТЬ?

Когда четвертая заповедь говорит о шестидневном делании, то она, без сомнения, осуждает тех, кто в будни не работает, а занимается бездельем и пустым времяпрепровождением.