Цитата дня

Покаянием, терпением и смирением спасайте души ваши.Покаянием, потому что мы постоянно согрешаем; терпением – ибо сказано: претерпевый до конца, той спасен будет, и смирением – ибо смиренным дает Бог благодать (Игумен Никон (Воробьёв))

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Акмолинский лагерь жен изменников Родины, или «АЛЖИР» – «антиминс» с мощами новомучеников
Низкий поклон за то, что отстояли для нас православную веру

Иерей Андрей Чиженко

Фома сказал Ему в ответ: Господь мой
И Бог мой! Иисус говорит ему:
ты поверил, потому что увидел Меня;
блаженны невидевшие и уверовавшие.
Ин. 20:28, 29

Александр Солженицын в своем рассказе «Пасхальный крестный ход» писал об истории Церкви в советский период: « А за ними в пять рядов по две идут десять поющих женщин с толстыми горящими свечами. И все они должны быть на картине! Женщины пожилые, с твердыми отрешенными лицами, готовые на смерть, если спустят на них тигров. А две из десяти – девушки, того самого возраста девушки, что столпились вокруг с парнями, однолетки, но как очищены их лица, сколько светлости в них.

Десять женщин поют и идут сплоченным строем. Они так торжественны, будто вокруг крестятся, молятся, каются, падают в поклоны. Эти женщины не дышат папиросным дымом, их уши завешаны от ругательств, их подошвы не чувствуют, что церковный двор обратился в танцплощадку.

Так начинается подлинный крестный ход!»

Вглядываясь в приходские фотографии 50-70-х годов прошлого столетия, видишь: вот сидят батюшка, матушка в окружении прихожан, а они сплошь женщины (кой-где проглянет мужчина!) в белых платочках с большими натруженными крестьянскими руками.

На таких женщинах в то время с Божьей помощью держались храмы. На них храмы держатся и теперь. Они  висли на руках чекистов, не давая пронести в церковь взрывчатку для ее разрушения. Ночевали при храмах, дежуря посменно, чтобы здания лукаво не отобрали органы власти. Этих подвижниц называли сумасшедшими, юродивыми и глупыми, но они по зову сердца спешили в храм вымаливать своих непутевых сродников, вымаливать всю страну.

Эти мироносицы современности шли за Христа на каторгу, в тюрьмы, в лагеря, тысячами умирая там. Этим женщинам низкий поклон за то, что они отстояли для нас православную веру.

Именно им посвящается наша статья, к сожалению, статья будет короткой.  Слишком мало сведений. Лишь сухие строчки расстрельных документов ГПУ и НКВД…

***

…В 1932 году в Казахстане был создан фактически концлагерь, носивший название Акмолинский лагерь жен изменников Родины, или «АЛЖИР», как иронически прозвали его узницы.
Вот как об этом учреждении вспоминают те, кто там отсидел.

Галина Ключникова напишет в воспоминаниях: «Слабые женщины по 12-14 часов в день таскали двадцатикилограммовые саманы, поднимали их на подмостки, укладывали в стены, другие женщины работали в поле. Сажали, пололи, убирали. Солнце степного Казахстана безжалостно. Буйные ветры хлещут в лицо песчаной пылью, обдирая кожу до крови, до язв...

И еще у нас был голод. Пайка черного хлеба, черпак баланды, примерно чайная чашка каши-размазни – вот неизменное наше питание из месяца в месяц, независимо от времени года...»

Бывшая узница лагеря Минтай Даукенова рассказывала нынешним местным жителям, что, когда они посадили 600 яблоневых саженцев, зайцы начали грызть их кору, поскольку зима выдалась суровой и есть им было нечего. Руководство лагеря тогда распорядилось, что если пропадет хоть один саженец, то начнут расстреливать заключенных. Женщины решили делиться хлебом с зайцами. Возле каждого саженца они оставляли кусочки хлеба. Зайцы поднимали эти крошки, не трогая кору высаженных деревьев. К весне яблоневый сад был сохранен. На его месте стоит теперь музейно-мемориальный комплекс «АЛЖИР».

В спальном бараке, где одновременно прозябало 360 человек, воздух был спертый. Женщины, чтобы выжить, собирали по помойкам кочерыжки и варили себе похлебку в котелочках в топках, вонь стояла на весь барак. Конвоир, приводивший нас к месту, гнушался заходить внутрь из-за запаха, обычно он просил кого-нибудь из дежурных старушек пересчитать заключенных.

Среди узников этого лагеря оказались двенадцать женщин, которые не были изменниками Родины, шпионами и преступниками, они попали туда за православное вероисповедание. Женщины безропотно претерпели муки заключения и со смирением склонили свои головы в час смертный.

20 апреля 1942 года судебной коллегией по уголовным делам одиннадцать из них приговорили к расстрелу. Приговор приведен в исполнение. Двенадцатая – Иустина Матвеевна Меланич осуждена к 10 годам лишения свободы. Скорее всего, она умерла во время отбывания срока.

Половина из этих женщин были украинками. Вот их имена и краткие сведения о жизни…

Ирина Лаврентьевна Гуменюк. Родилась в 1885 г. в Фельшинском районе Каменец-Подольской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1940 г. осуждена по ст. 127 на 8 лет лагерей; срок отбывала в «АЛЖИРе».

Ксения Михайловна Радунь. Родилась в 1875 г. в Демитревском районе Черниговской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1940 г. осуждена по ст. 127 на 5 лет лагерей; срок отбывала в «АЛЖИРе».

Марфа Ивановна Дударенко. Родилась в 1885 г. в Зинковском районе Полтавской области в крестьянской семье; в 1939 г. осуждена по ст. 58-10 ч. 1 на 3 года лагерей; срок отбывала в «АЛЖИРе».

Домна Ефимовна Василькова. Родилась в 1887 г. в Минаковском районе Подольской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1940 г. осуждена по ст. 58-10 на 3 года лагерей; срок отбывала в «АЛЖИРе».

Татьяна Игнатьевна Кушнир.  Родилась в 1889 г. в Бобровицком районе Черниговской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; осуждена по ст. 58-10 ч. 1 на 2 года лагерей; срок отбывала в «АЛЖИРе».

Иустина Матвеевна Меланич.  Родилась в 1887 г . в Тупичевском районе Черниговской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1940 г. осуждена по ст. 58-10 ч. 1 на 2 года лагерей; срок отбывала в «АЛЖИРе».

Карагандинская казахстанская земля недаром названа Святейшим Патриархом Алексием II «распростертым антиминсом, содержащим в себе мощи новомучеников».

Все двенадцать женщин канонизированы в лике святых новомучеников. Их память – в день памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Слова Александра Солженицына: «А за ними в пять рядов по две идут десять поющих женщин с толстыми горящими свечами. И все они должны быть на картине!» – оказались почти пророческими. Только лики акмолинских новомучениц, вошедших в клетку с тиграми, стали достойны не картины, а святой иконы.

Святии новомученицы, молите Бога о нас!

Источник: pravlife.org

Читать: География антиминса.Марина Бирюкова.