Цитата дня

И себе, и другим говорю: кто угодно может меня унижать, но унизить меня может только один на свете человек – я сам. Когда это поймешь, приобретаешь внутреннее равновесие, покой (Патриарх Сербский Павел)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

Постигая величие творения

Митрополит Месогеи и Лавреотики Николаос Хатзиниколау

В прекраснейшем мире, в котором мы живем, в основе тайны жизни лежат  микроскопические «существа», называемые генами. Они неразличимы невооруженным глазом. И все же именно они определяют жизнь и ее свойства. Из них складывается индивидуальность любого человека, они позволяют идентифицировать ее точно и до мельчайших подробностей.

Мы плаваем в бескрайнем океане бесчисленных частиц, получивших разнообразные странные названия: кварки, глюоны, бозоны, лептоны, нейтрино, фотоны и многие другие. Они повсюду. Именно на этих мельчайших частицах покоится величие этого мира. Именно в них кроется его таинство. У каждой из них – сколь бы мала она ни была – есть своя миссия и своя роль. Некоторые  отвечают за массу. Их называют бозонами. Почему – непонятно… Без этих частиц,  однако, наш мир был бы недоступен для осязания. Другие отвечают за распространение сил. Еще одни известны как глюоны. И это название не очень приятно на слух. А есть частицы, которые содержат в себе свет. Их называют фотонами. Это название более благозвучно.

Масса, силы, свет

Несомненно, понимание сущности массы и обоснование способов распространения сил чрезвычайно важно. Материя становится осязаемой, силы обеспечивают движение и поддерживают равновесие в мире. Именно таким образом мы способны постичь материю и вес.

Однако именно фотоны занимают в иерархии микрочастиц особое место. Это благородная частица, не имеющая массы, однако, существующая и способная  сама породить массу. Она не только несет энергию, но и, прежде всего, являет и делает видимым окружающий мир. Благодаря фотонам нам дано зрение. Мир предстает перед нами во всей своей красе: в многообразии цвета, в равновесии симметрий и всплеске поразительных асимметрий, во всех своих контрастах и бликах, в гармонии, глубине и изменениях. Без фотонов мы не знали бы, что такое красота и разнообразие, что есть прекрасное и гармония. Эти частицы как будто дают жизнь материи.

Фотоны не только убеждают нас в существовании мира, но и открывают для нас его красоту.  Однако, чтобы увидеть эту красоту, необходимо найти их.

В этом нам помогают глаза. Когда же они теряют зоркость и восприимчивость, мы используем корректирующие зрение линзы. Для того, чтобы увидеть мельчайшие и невидимые вооруженным глазом предметы, мы используем микроскопы. А для дальних, также невидимых предметов – телескопы. Таким образом мы научились видеть… невидимое. Наш мир прекрасен и содержит в себя великую мудрость. Красота заключена в том, что в нем явлено, а мудрость – в том, что скрыто. Первая услаждает взгляд, вторая пленяет мысль.  Не оттолкнувшись от видимой красоты, мысль не смогла бы пуститься в свое трансцендентальное путешествие. Поэтому столь драгоценны фотоны.

Телескопы нужны нам и для того, чтобы фотографировать и исследовать. Это не то же самое, что видеть. Исследование приносит восторг поиска истины. Мысль – радость открытий. Лишь зрение, однако, способно породить трепет непосредственного контакта. Как замечательны все наши чувства и, прежде всего, зрение!

Одиссей Элитис говорил: «Боже, сколько синевы потратил Ты, чтоб мы Тебя не видели!» А мы добавляем: «Боже, сколько фотонов создал Ты, чтобы мы догадались о том, что Ты есть!»

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». И когда – «в начале», лишь приступив к сотворению мира. В конечном счете, частица Бога – это совсем не так называемый бозон Хиггса – она здесь ни при чем. Частица Бога – это фотон. А телескоп – это врата в мир. Приложив глаз к окуляру, ты устремляешься в бесконечность. Туда, где красота встречается с истиной. Глаз видит. Сердце стучит. Мысль мчится. Она вступает в диалог с фотонами.

Как прекрасен видимый мир – живая икона Божия! Особенно у нас на родине. Море, островки, небеса. Бухты, пляжи, холмы, одно за другим. Красота нашей природы захватывает. Посмотрев на нее, хочется либо остаться здесь навек, либо, наоборот, бежать отсюда. Если уж жить, то вечно. А уж коль это невозможно на земле, хочется уйти отсюда. Красота усиливает ощущение вечности. Ты припадаешь глазом к телескопу и исчезаешь. Исчезаешь в бесконечности. Выпадаешь из пространства. Освобождаешься от времени. Приобщаешься к захватывающему чувству Вселенной.

Но вот еще немного – и бесконечность уже становится для тебя ограниченной. И времени не хватает.  И хочется уже от красоты видимого перейти к опыту постижения невидимого. И все это – благодаря фотонам. Фотоны показывают тебе красоту тварного мира, дабы мог ты догадаться об истине нетварного. Фотоны указуют на Того, Кого невозможно увидеть. Указуют на Бога.

Хотел бы выразить свою радость по поводу сегодняшнего праздника и высказать огромную благодарность г-ну Тсиганосу за приглашение и за предоставленную мне возможность открыть сейчас перед вами свое сердце. Замечательно, когда жизнь вмещает в себя и любовь к астрофизике, и духовный опыт иерейского служения.

И как дивно провести сей чудный вечер на горе Пендели, охотясь за фотонами через открытый купол. Может быть, даже лучше, чем на протяжении многих лет в Женеве заниматься поисками одного бозона!

Большое спасибо.