Цитата дня

«Строгие посты делаются напрасными, когда за ними последует излишнее употребление пищи, которое скоро доходит до порока чревобесия» (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Главная добродетель Великого поста
Беседа на апостольское чтение 4-й Недели Великого поста.

Сергей Комаров

Великим постом мы читаем всем известную молитву преподобного Ефрема Сирина, в которой просим, помимо прочего, «духа терпения». Что обычно испрашивает у Бога человек? То, чего не хватает. Дефицит терпения преследует нас вообще всегда, но в великопостное время он обостряется. Постящемуся немало приходится потерпеть.

Он терпит голод и некоторую физическую слабость, терпит разные запахи, проходя мимо ларьков с курицей гриль; терпит коллегу на работе, жующего бутерброд с колбасой. Терпит других постящихся, которые от голода могут стать злые, как осы. Терпит самого себя, когда живущие в нем страсти начнут поднимать свои головы.

Действительно, терпение – едва ли не самая ценная великопостная добродетель. Поэтому сегодня Церковь и предлагает апостольское чтение о терпении. Апостол Павел призывает нас подражать долготерпению Авраама, ждавшего исполнения Божьих обетований десятки лет: «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное» (Евр. 6:13–15).

Интересно, что Павел приводит лишь часть обетования Божьего Аврааму. Полностью оно звучит так: «Благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт. 22:17–18). Итак, обетование имеет три уровня. Первый – размножение потомства до числа, подобного числу песка морского. Дождался ли Авраам исполнения этого обетования? Нет. Авраам только увидел рождение единственного сына от Сарры – Исаака. Умножения семени своего, как звезды небесные и как песок на берегу моря, он созерцал уже с неба. Вот терпение, которое простирается даже до небес!

Второй уровень – «и овладеет семя твое городами врагов своих». Это пророчество о завоевании евреями Палестины. Опять же, исполнение этого обетования Авраам увидел уже из мира иного. А вот третий пункт пророчества: «и благословятся в семени твоем все народы земли» – до конца не исполнился и сейчас. Здесь имеется в виду заквашивание евангельским учением всей земли. Христос пророчествовал, что до конца мира «во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие» (Мк. 13:10). От каждого народа должен быть принесен некий начаток веры, какие-то христианские души. Этот процесс давно начался, но не закончился. И сегодня еще есть народы, в которых не проповедано Евангелие. Удивительно, но Авраам даже и теперь ждет исполнения данного обетования. Долготерпение Авраама воистину беспредельно – он ждал при земной жизни, после земной жизни, продолжает ждать сейчас и будет ждать даже до конца мира. Вот какое терпение ставится нам в пример!

Но оставим Авраама и поговорим о нас. Почему мы просим терпения, братья и сестры? Может быть, нужно просто его проявить? Мы просим о нем, так как это дар Божий. Причем в молитве Ефрема Сирина мы просим именно «духа терпения», потому что терпение и есть плод Духа Святого. Вспомним Послание к галатам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение...» (Гал. 5:22). Христианское терпение не от человека, но от Бога, и его нужно просить. Порой Творец дает человеку такое терпение, какому удивляются Ангелы. Не только в житиях святых встречаются подобные примеры – и сегодня в жизни Церкви можно найти образцы великого терпения и веры.

Один знакомый священник некоторое время ездил причащать пожилых супругов, больных раком. Муж еще мог вставать, жена уже была прикована к постели. Она испытывала страшные боли. Священник, молодой и здоровый, однажды робко посоветовал читать ей «Богородице, Дево» по двенадцать молитв несколько раз в день. «Вам будет легче», – пообещал он. Больная посмотрела на него, устало улыбнулась и ответила: «На третьей тысяче мне обычно становится легче...» И священник тот понял на всю жизнь, что христианское терпение – это лестница в небо.

В Послании апостола Иакова есть место, из которого видно, что терпение настолько мощное средство духовного совершенства, что Бог буквально требует его от человека и для этого попускает те или иные искушения. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, – пишет Иаков, – зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1:2–4). Как мы видим, разного рода трудности житейской и духовной жизни нужны нам – они как точильный камень, оттачивающий наше терпение. Острым лезвием терпения мы можем сражаться со всеми нашим духовными врагами, особенно приступающими к нам Великим постом. Это и уныние, и самосожаление, и малодушие, и прочие другие страсти, немощи и грехи. Все они побеждаются молитвой и терпением.

Поэтому-то и говорит нам Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19), «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:22). Но какое здесь терпение имеется в виду, вот вопрос. Пассивное терпение тех проблем, которые ты сам и нажил? Например, я регулярно пью спиртное большими дозами, у меня развился цирроз печени, и я это мужественно терплю? Нет, не о таком терпении говорит Христос. Имеется в виду терпение в христианских трудах, активное терпение; стойкость в несении жизненного креста, в гонениях, в борьбе со грехом, при нападках диавола. Только такое терпение спасительно. И только такое терпение, донесенное до конца, увенчивается.

Наше терпение дает Богу возможность действовать в нас. И наоборот, наше нетерпение мешает Богу нас спасать. Был такой случай в практике известного духовника, схиигумена Саввы (Остапенко). К нему ходила женщина, терпящая издевательства от пьющего мужа и непутевых детей. Она плакала и просила отпустить ее в монастырь. Схиигумен Савва выслушивал ее, утешал и всегда говорил одни и те же слова: а ты потерпи. Придет она вновь, рыдает, жалуется, а он снова: а ты потерпи. Терпела она более года. И действительно, вдруг муж образумился, бросил пить, начал ходить в храм, каяться. Дети тоже пришли в себя, извинились перед матерью. Постепенно семья обновилась, укрепилась. Так, терпя и молясь, женщина дала Богу простор действовать в ее жизни – и Он подействовал.

Терпение делает христианина воистину непоколебимым. Иногда ведь стоит задача не то что расти в вере и дерзать, а просто в том, чтоб удержать лодку веры на плаву. Терпение тут незаменимо. «Терпение и пождание, терпение и пождание» – это были любимые слова оптинского подвижника схиигумена Гавриила (Виноградова).

Святитель Димитрий Ростовский, рассуждая об этой добродетели, вспоминает евангельскую притчу о сеятеле. Как мы помним, некоторое семя падает на добрую землю, некоторое на худую. Насчет доброй земли Евангелие говорит: «Упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8:15). Святой Димитрий пишет: «Послушаем эти слова: ‟кто имеет уши слышать, да слышит!” Терпение и есть та добрая земля, та плодовитая нива, на которой упавшее семя Божие прорастает и приносит обильный плод добрых дел».

Святитель также дает замечательное определение терпения: «Это не что иное, как сама вера, подвизающаяся против самолюбия плоти и покоряющая ее в послушание воле Божией».

Прославим сегодня добродетель терпения и попросим ее у Бога. Попросим ее не только для себя, но и для всех постящихся христиан. Попросим ее для тех, кто живет или работает рядом с нами, чтобы они, бедные, вытерпели наш пост. Может оказаться, что наше пощение не так трудно для нас, как для окружающих. За неделю нашего поста могут попасть в больницу с нервным срывом десятки родных и близких. Поэтому попросим терпения и для них. Как однажды сказали друг другу два подвижника в пустыне: давай я буду терпеть, когда ты будешь оскорблять меня, а ты будешь терпеть, если я оскорблю тебя. Так они и жили. Так и нам остается жить, братья и сестры, ибо у нас очень мало любви друг к другу. Давайте же начнем хотя бы с терпения.

Источник: pravlife.org